Новые амбициозные планы столичных чиновников похожи на сюжет фильма ужасов, где через тысячи лет люди живут под землей и редко выходят на поверхность. Если верить высказываниям руководителя Генплана Москвы, все это должно осуществиться наяву и намного раньше. Уже идет теоретическая разработка программы. В подземном пространстве столицы может возникнуть новый город, заявил Сергей Ткаченко. Фактически двойник наземного мегаполиса, со своими автомагистралями и пешеходными дорожками. Наконец, хоть и под землей, но нашлось место для велосипедистов. В планах построить для них сеть дорог — так называемый велополитен. Но эта идея устарела, убеждены эксперты. Ей уже 20 лет, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
«Как в Москве вот эти трубочки, по которым будут ездить велосипеды, будут вписаны в общую систему города, изобретатели этого ноу-хау никогда ответить не могли, думаю, его не знает и господин Ткачук. И зачем вообще профессиональному инженеру-планировщику воспроизводить идею, которую энтузиасты пропагандировали много лет. Странно! Это значит, опять будет какое-то изобретение велосипеда, квадратного колеса или что-то в таком духе», — считает Блинкин.
Изобретут столичные разработчики и подземные дороги для автомобилей. Транспортные развязки будут строиться абсолютно другие, чем на земле. По словам главы института Генплана, трассы под землей позволят нивелировать те транспортные недостатки, которые существуют на поверхности. Он пояснил, сейчас пробки возникают из-за кольцевой схемы движения. Но это признали еще в 70-х годах. И зарезервировали земли под хордовые дороги, откуда постепенно выводились строения. Теперь их застроили. Поэтому актуально сейчас осваивать подземное пространство, убеждена Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры.
«Это происходит не только в Москве, а во всех мегаполисах мира, подземное пространство активно задействуется, ну, конечно, жилья строить не будут. Но все транспортные коммуникации, инженерные, уходят под землю, ну, и конечно, под землей могут находиться молы, музеи, которым необходима глухая темнота», — объясняет Коробьина.
Сложность проекта, по словам Сергея Ткаченко, заключается в геологическом положении столицы: она стоит на стыке трех платформ. Однако руководитель Генплана Москвы заверил, что все проекты института надежны и не должны вызвать провалов и обрушений, несмотря на разнообразные грунты и подземные реки под Москвой.
«Хотелось бы верить, что это будут новации только господина Ткаченко и что они так и останутся новациями. Сейчас на Ленинградском проспекте подобное строительство идет под линией метрополитена, крайне опасно для геолого-техногенной, техногенной и геологической обстановки в целом в Москве с её динамически изменяемыми грунтами. Поэтому мы говорим, что такие проекты крайне опасны. Москва должна быть разгружена, иначе она неминуемо пожнет провалы», — говорит Михайлов.
Пока столичные реформаторы планируют воплощать свои фантазии о мегаполисе будущего, другие строительные проекты откладываются, в частности подземные гаражи на Тверской и Триумфальной площадях. Как отметил Сергей Ткаченко, это не перспектива ближайших пяти лет. В долгострой превратилась и площадь Тверской заставы.