Преступников практически никогда не казнили на Лобном месте, а казнили обыкновенно «на Болоте», за Москвою-рекою, а прежде — на Кучкове поле (Лубянка). Степана Разина казнили на Болотной площади, или же на Болоте, как в то время говорили. Именно там располагалось место, специально предназначенное для показательных казней. Там же лишили жизни Емельяна Пугачева. А само Лобное место служило своеобразной трибуной для объявления важнейших царских указов, государственных актов, сюда на всеобщее обозрение возлагались мощи почитаемых святых.
Лобное - значит стоящее на взлобье, то есть на возвышенности. И предназначение Лобного места было иным - здесь для москвичей зачитывали царские указы. Тут традиционно начиналось шествие патриарха на осляти - главное шоу Вербного воскресенья. Тут же находился популярнейший кабак «Под пушками». Подразумевались пушки, некогда стоявшие у основания Лобного места. Но из них ни разу так никто и не выстрелил. Пушки, скорее, были аттракционом для туристов. В частности, поляк В. Немоевский хвастался: «Вблизи этого места стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал».
Правда существуют факты, что в 1682 году на Лобном месте обезглавили Никиту Пустосвята (в миру - Никита Константинович Добрынин). Он пострадал за веру - был старообрядцем. А еще раньше, в 1610 году, на этом месте собирались лишить жизни свергнутого с престола Василия Шуйского. Но в последний момент передумали - заменили смертную казнь пострижением в монахи.
А вот французы здесь и впрямь устраивали показательные экзекуции. Одна из них была описана Львом Толстым в романе «Война и мир»: «Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно-болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу».
Долгое время считалось, что на Лобном месте был казнен Степан Разин. После революции здесь даже водрузили деревянную скульптуру Разина работы С. Коненкова. «Вечерние известия» писали: «На Лобном месте в центре высится фигура Степана Разина; рядом, немного выдвинутая вперед, полулежит персидская княжна; сбоку ватага, ближайшие друзья Разина - Ефимыч Рулевой, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов и татарин Ахмет Иваныч. Но вскоре памятник перенесли в Пролетарский музей на Большую Дмитровку.