ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. Размер уставного капитала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" составил 1 535,7 млрд. рублей. На 31.07.2014 г. уставной капитал компании возрос до 1 960 152 865 000 рублей (почти до 2 триллионов рублей). Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составила 100 процентов.
Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2007 № 483).
Так в чем подвох? Подвох в распределении прибыли. Из постановления Правительства РФ от 04.07.2014 № 1232-р Об утверждении годового отчета, о выплате дивидендов по акциям, о совете директоров и о ревизионной комиссии ОАО "РЖД" хорошо видно как она распределяется:
"В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и уставом открытого акционерного общества "Российские железные дороги":
а) утвердить годовой отчет открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за 2013 год, бухгалтерский баланс за 2013 год, отчет о прибылях и убытках за 2013 год, а также следующее распределение прибыли и убытков по итогам финансового года:
• на формирование резервного фонда - 37 млн. рублей (5 процентов годовой чистой прибыли);
• на выплату дивидендов - 185 млн. рублей (25 процентов годовой чистой прибыли);
• в распоряжении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - 518 млн. рублей (70 процентов годовой чистой прибыли);
б) направить денежные средства на выплату дивидендов по обыкновенным акциям открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по итогам работы за 2013 год в размере 185 млн. рублей (25 процентов годовой чистой прибыли). Установить, что 20-й (двадцатый) день со дня принятия решения о выплате дивидендов является датой, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов;
в) направить денежные средства на выплату вознаграждения членам совета директоров открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в размере 40,33 млн. рублей (5,45 процента годовой чистой прибыли);
г) направить денежные средства на выплату вознаграждения членам ревизионной комиссии открытого акционерного общества "Российские железные дороги", не являющимся государственными гражданскими служащими, в размере 1,68 млн. рублей (0,23 процента годовой чистой прибыли);..."
Распоряжение Правительства РФ от 04.07.2014 № 1232-р http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=6448
Невероятно, но факт: крупные государственные компании - "естественные монополии" преобразуются заботливыми правительством и президентом в АО и т.п., чтобы распределять доходы от госкомпаний в частные карманы! Мало того, что чиновники, министры, депутаты получают огромные оклады, так они еще расселись по советам директоров, расселись в ревизионные комиссии так называемых госкорпораций и получают вознаграждение и дивиденды! Государственному бюджету достается лишь налог на прибыль, законные 13%.